Рекомендации по заточке трости для гобоя

 

Следующие рекомендации предполагают, что трость сделана по американскому стандарту, т.е. длинная заточка, как показано на иллюстрации.

При изготовлении трости необходимо учитывать четыре основных критерия: отзывчивость трости, силу сопротивления ее пружины, качество чистого интонирования и стабильность игры в любом регистре.

Отзывчивость трости: это способность трости работать свободно на всех динамических уровнях. Это должно быть легко воспроизводиться и в самом тихом нюансе, поддерживая точную высоту звука, это должно быть чисто и в громком нюансе. Это условие должно быть гарантировано во всех регистрах.

Сила сопротивления пружины трости: здесь предполагается следующее: сила противодействия пружины трости должна быть равна силе выдоха. Это равнодействие сил должно быть в любом регистре, исключая передувание или, напротив, слабый выдох. Более того, вмешательство амбушюра минимально, кроме игры в самом тихом нюансе. Постоянное вмешательство амбушюра уничтожит хороший контроль за звучанием и быстро перенапряжет и выведет амбушюр из строя. Слишком легкая трость (сопротивление очень маленькое) является столь же утомляющей как трость, которая слишком тяжела (сопротивление очень большое). На легкой трости амбушюр очень свободен, и при желании создать больше звука ваш выдох может очень быстро вызвать усталость губ.

Вот хороший тест, чтобы определить полный уровень сопротивления трости. Сначала убедитесь в том, что апертура имеет должное очертание, т.е. открыта правильно. Тогда, вставив трость в гобой, подуйте тихо без участия амбушюра, т.е. не влияя на высоту тона. Постепенно увеличьте давление воздуха, пока трость не зазвучит. Полученный звук должен быть умеренно тихим или очень близким к этому. Если звук будет слишком громким, то на такой трости играть легко будет затруднительно; если звук будет слишком тихим, значит трость слишком "ограниченна", это плохая трость: у нее слабое сопротивление (слабая пружина) выдоху музыканта. Таким образом, указанные отклонения от нормы приведут к неудобству в игре и к быстрой усталости.

Кроме того, необходимо проверить трость и на жесткость, которая существенно влияет на напряженность амбушюра: оно должно быть минимальным. Прежде, чем определить жесткость трости (или, возможно, разрушить ее), всегда убеждайтесь в том, что раскрытие апертуры не является слишком большим. Прижмите апертуру до должного (удобного) очертания и попробуйте трость снова.

 Качество чистого интонирования, а фактический тембр точного звука – это личный вопрос, хотя следует соответствовать требованиям современной эстетики звучания. Важно получить хороший баланс между низкими и высокими обертонами, позволяя звуку тембрально быть столь же сложным и богатым, насколько возможно. Трость, у которой преобладают низкие обертоны, будет давать унылый без блеска звук. Не путайте это с образованием круглого звука. И наоборот, трость, у которой преобладают высокие обертоны, будет звучать пронзительно и тонко.

Стабильность игры предполагает к способности трости воспроизводить и поддерживать  высоту звука. Трости могут проявляться в различных вариантах: занижать тон или давать ему устойчивость, создавать только однообразный тон, острый и дикий, или острый и унылый, и т.д. Идеально, трость должна в каждой мелодии (и темпе) быть точной по высоте интонирования в любом нюансе, на любом уровне давления воздуха, и с любой разумной вариацией напряженности амбушюра или глубины размещения трости во рту.

При изготовлении качественной трости, вы обязательно должны учитывать все указанные четыре критерия. Все участки трости должны быть точно уравновешены друг с другом.  Вы должны точно знать где и сколько снимать камыша для того, чтобы у вас меньше создавалось непредвиденных проблем. Вооруженный отработанной профессионалами последовательностью операций, даже неопытный изготовитель тростей быстрей получит должный результат. Всегда думайте о том, к чему приведет то или иное соскабливание!

Иногда не бойтесь экспериментировать, порой даже опрометчиво. Это необходимо для того, чтобы видеть то, что может случиться. Не ошибаясь, нельзя научиться! Но накапливайте опыт!

Запомните три золотых правила заточки трости:

1.Нож должен быть очень острым.

2. Не нервничайте и все делайте уверенно. Избегайте старых ошибок.

3. Основная задача при заточке трости это ее функции.

Последовательность действий:

1.Начинайте снятие эмали камыша с зачистки всего пера трости, сохраняя по центру тонкую «пружину». Бока трости оставляйте толстыми.

2.Затем точите «наконечник» до тех пор, пока он не станет прозрачным. Обрежьте трость по длине 72 мм.

3.Заточите «сердце». Контраст (граница) между «сердцем» и «наконечником» должен быть очевидным.

4.Заточите «канавки». Они должны вытачиваться с тенденцией углубления к «сердцу». Бока трости остаются толстыми вплоть до «наконечника».

5.Возвратитесь к «наконечнику» и закончите его заточку, сохраняя в центре небольшое утолщение. Углы «наконечника» заточите до возможного предела и постепенно обрежьте 2 мм.

6.При заточке разных участков трости, постоянно пробуйте полученный результат. Окончательно отрегулируйте взаимодействие этих участков и проведите тест на качество полученной трости (см.первые абзацы).

 
К вопросу о «наконечнике»:

Если трость почти закончена, очищать «наконечник» по всей плоскости редко хорошая идея. В результате трость станет пронзительной потому, что это вызовет слишком большие колебания «наконечника». Попытаться получить больше колебаний следует другим методом: осторожно очистите участки боковых сторон «сердца», а затем тонкие концы сторон и углов «наконечника». Такой прием заставляет наконечник вибрировать лучше.

Если все сделано тщательно, «наконечник» действительно может улучшить стабильность. Часто такая заточка «наконечника» объединяет все участки трости. Это должно быть последней операцией, которой вы и закончите заточку трости. Напоминание: всегда работайте  очень острым ножом.

Прежде, чем обрезать наконечник, убедитесь, что он действительно нуждается в этом. Возможно, когда к вам придет опыт, вы будете обрезать трость сразу длиной 70 мм, но, лучше обрезать трость 2-3 раза, чем один раз вы отрежете много.

Еще рекомендации: Если у вас получилась тяжелая трость, попытайтесь, избегая трогать  центр «сердца», которое действует как вентиль между «наконечником» и «спинкой», аккуратно и постепенно очистить «спинку». Дело в том, что если «спинка» будет слишком толстой, то «наконечник» не будет вибрировать, либо появится грубое звучание. Если «спинка» слишком тонкая, то трость станет очень яркой, аналогично тому, когда «наконечник» выточен слишком длинным. 
О «пружине»:
Создание целостной по всей длине пера трости очень тонкой «пружины» ослабляет трость слишком много. «Пружина» должна постепенно утончаться к «наконечнику». Убедитесь и в том, что по бокам трости оставлены  видимые «рельсы», чтобы обеспечить структуру трости. Избегите оставлять слишком толстой «пружину» в районе под «сердцем», здесь вершина «спинки» и низ «сердца» соединяются очень плавно.

И еще раз о «наконечнике»:

Есть несколько вещей, которые могут вызвать эту проблему, например, открытие апертуры является слишком большим. Причиной может явиться или слишком маленькая насадка заготовки на штифт, или слишком тонко выточена пластинка камыша. Иногда это может быть и комбинация этих факторов. Чтобы апертура не была слишком большой, всегда при изготовлении «куколки» заботьтесь об этом в первую очередь. Здесь очень важно плотно прижать друг к другу бока пластинок тости, вплоть до наконечника. Хорошо размочив трость, пальцами мягко и осторожно прижмите лепестки трости в нижней части «наконечника». Убедившись в том, что трость не лопнула, аналогично прижмите «сердце». Делайте это до тех пор, пока не убедитесь, что апертура приобрела искомые очертания. Можно манипулировать штифтом (движения вглубь или назад в камышовую заготовку) до тех пор, пока не удовлетворитесь результатом. Если трость, вдруг, расколется, не переживайте: рано или поздно она раскололась бы при игре. Обратите внимание на следующее: при дальнейшем размачивании трости (например, на следующий день) апертура трости опять будет увеличенной. Повторите процедуру сжатия, и после нескольких дней она должна успокоиться.

Если трость, как вам кажется, играет хорошо, но только немного низит, подрежьте «наконечник». Но, подрезайте осторожно и понемногу, постоянно пробуя трость на качество. При опробовании трости на хрип, трость не должна звучать ниже «В», обычно звучит «С» или чуть выше. 

Если раскрытие апертуры является слишком маленьким, размочите трость в течение 15-20 минут и посмотрите, раскрылась ли она. Если при сжатии пальцами трость не пружинит, сломайте ее. Некоторые мастера рекомендуют плоскогубцами изменить форму апертуры в области верхней части штифта, но это искажает функции трости и разрушает штифт. Попробуйте использовать тростник меньшего диаметра. Можно увеличить ширину «наконечника» до 7,5 мм. Кроме того, удостоверьтесь, что тростник, который вы используете, имеет хорошую упругость. Не пользуйтесь мягким камышом. Соблюдайте точные размеры трости и ее участков.

 Если трость высит, что является результатом еще недостаточного скобления, продолжайте работу. Участки трости, вероятно, еще хорошо не уравновешены; в этом случае становится совершенно очевидным, в каких местах много массы камыша. Прежде всего, определите, полученный звук груб и детонирует или он очень узкий и пронзительный? Если звук грубый, точите «сердце», что обычно устраняет проблему. В самом крайнем случае сточите камыш в центре «сердца», но это может сделать звучание трости плоским, однообразным, сломайте ее. Если звучание пронзительно, начинайте точить камыш под «сердцем». Продолжите очищать, пока звук не станет немного лучше, затем уравновесьте  с остальными частями трости. Необходимо отметить, что трости, которые имеют тенденцию к пронзительности, редко оказываются хорошими.


Трости для английского рожка

         Трости английского рожка отличаются от гобойных тростей в двух важных отношениях: они не столь "закончены" как гобойные трости и у них есть металлическая обвязка.

Трость для английского рожка будет тогда работать хорошо, когда она, как и гобойная, хорошо уравновешена своими частями, но имеет меньше контраста между ними: т.е. у нее более толстый «наконечник», более тонкое «сердце», более толстая «пружина». Кроме того, различия в толщине между вершиной «пружины» и более низкой ее частью выявляйте опытным путем. Если посмотреть на профиль трости, то ниже «сердца» ярко обозначится  ее «талия», с тенденцией утолщения вниз.

Проволочка не используется для того, чтобы управлять открытием апертуры трости, но в большинстве случаев ее применяют. Если апертура будет неправильной, то у такой трости будут те же самые проблемы, что и без проволочки. Проволочная обвязка завышает тон. Более того, из-за проволочной обвязки приходится камыша снимать больше, и от этого трость становится легче и ярче, что нежелательно. Но, 90% изготовленных тростей для английского рожка, имеют проволочную обвязку. В этом случае можно рекомендовать (в случае необходимости) добавлять обвязку только после того, когда трость еже заточена, т.к. без обвязки она вибрирует более обильно. Обвязку не затягивайте слишком туго; при высыхании она должна спадать вниз.

 

[Назад]    [На главную]