ТРИ РОМАНСА ДЛЯ ГОБОЯ

Три романса для гобоя и фортепиано в декабре 1849 года были подарены Робертом Шуманом своей жене Кларе в качестве рождественского посвящения. Так считают исследователи творчества Р.Шумана, однако ими отмечено, что на протяжении всего 1849 года Роберт находился в депрессионном состоянии по причине колоссальной заторможенности своей психической активности. Как отмечает E.Slater «…эта физическая подавленность делала невозможным работать творчески, что несовместимо с личностью Р.Шумана…поразительно то, что он перестал сочинять, и вся проблема в том, что корни его депрессии заложены в его юности».[1] Сам Роберт в декабре 1849 года писал: «Все это время меня мучают страдания от головной боли, которые мешают мне думать и работать…я избегаю общаться с детьми, опасаясь, что моя депрессия может повлиять на них пагубно».[2]

Сведения о жизни и творчестве Р.Шумана этого периода весьма обрывочны, однако, исследователи отмечают как факт, что в 1849 году им написано огромное количество произведений. Такая плодотворность резко противоречит заключениям врачей, которые свидетельствуют о том, что Роберт Шуман в это время был серьезно болен. Тем не менее, E.Sams замечает, что «в 1849 году Р.Шуман написал  больше музыки, чем в последующие годы».[3] Его коллега A.Walker подтверждает это заявление: «…в 1849 году он (Р.Шуман) написал более 20 произведений, в том числе Concertstucke для 4х валторн с оркестром и Introduction and Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, а также произведения для камерного ансамбля: Drei Phantasiestucke, великолепные Adagio и Allegro и Drei Romanzen fur Oboe und piano».[4] Но и это еще не все, в этом году он сочинил «Четыре марша», «Лесные сцены», «12 фортепианных пьес для маленьких и больших детей», «Песенный альбом для юношества», «Увертюру и музыку к драматической поэме Байрона «Манфред», «Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано», «Испанский лидершпиль» и др.

В некоторых из этих произведений явно проявляется депрессивное состояние Р.Шумана, поэтому Клара, тщательно скрывая болезнь мужа,  их не публиковала. Существует гипотеза, указывающая на то, что, влекомая сильным желанием утаить болезнь Роберта, Клара некоторые его произведения либо уничтожала, либо под своим именем продавала издателям за гроши.[5] Так, например, она уничтожила его Romances for Violoncello и Concerto for Violin, где, как выразился Ostwald «музыка аналогична его безумию».[6]  К 1853 году некоторые его работы были опубликованы под именем К.Шуман, что усиливало общественный резонанс и драматизм в целом. Роберт был полностью отстранен от музыкальной жизни в Дрездене и только в 1850 году получил приглашение в Дюссельдорф в качестве капельмейстера городского оркестра и хора. Это было особенно важно  и для репутации Р.Шумана, и для его творчества, и для материальной обеспеченности  теперь уже большой его семьи (пять детей!).

В Дюссельдорфе здоровье Р.Шумана временно улучшилось, и он создал немало крупных сочинений симфонической музыки: IIIю симфонию Es-dur («Рейнская»), симфонию d-moll, увертюры к операм «Герман и Доротея» и «Мессинская невеста», а также множество песен, баллад, романсов и камерных произведений. Но к февралю 1854 года состояние здоровья Роберта резко ухудшилось, он слег, днем и ночью его преследовали слуховые галлюцинации, ему чудились звуки необыкновенных инструментов, а одну из мелодий, якобы, ему продиктовал сам Шуберт.[7] Роберт Шуман переставал воспринимать окружающее, он понимал, что теряет рассудок. Пытаясь покончить с этим, он, в зимнюю стужу и полураздетый, бросился с моста в Рейн. Подоспевшие рыбаки спасли несчастного и принесли его домой в ужасном состоянии, но к лету 1856 года его здоровье еще более ухудшилось; 29 июля 1856 года Роберт Шуман ушел из жизни.

Исследователей творчества Р.Шумана давно интересовал вопрос авторства цикла Три романса для гобоя и фортепиано. Дело в том, что здесь не наблюдается то депрессионное состояние Роберта, в котором он находился на момент написания этих романсов, но которое явно прослеживается в других его произведениях, написанных в этот период. Здесь появляется камерность, заметные изменения в стилистике и композиции, фантазийность с яркими чертами романтизма, в то время как стилю Р.Шумана больше присуще симфоническое письмо и оркестровое мышление. Сравнивая произведения Клары и Роберта, исследователи все больше приходят к выводу, что эти романсы могла откорректировать или даже написать только Клара Шуман, т.к. именно ей характерна творческая романтическая свобода с явными признаками солирования мелодического материала. Более того, именно Клара, а не Роберт, фокусировала внимание на магической цифре «3»: Piano trio, Three Romances for Piano, Three Romances for Violin and Piano и др., что исходит из классических традиций, но выполняет роль романтического стиля с проникновением в глубокий лиризм.

Сравнивать индивидуальные черты стилей четы Шуманов оказалось далеко нелегкой задачей, т.к. их объединяло очень многое: музыкальное мышление, композиция, исполнительство и многое другое, которое, несмотря на индивидуальность каждого из них, тесно переплеталось; они думали одинаково в каждом новом произведении, в композиционной идее и структурном построении гармонии и мелодики. Клара была блестящим интепретатором фортепианных произведений Роберта, она помогала ему дополнять его художественные замыслы, она подсказывала ему нахождение новых мелодий (например, такова мелодия робертовской CFGC).[8]

Клара была для Роберта интеллектуальным стимулятором, часто выдавала свои мелодии за находку мужа, тщательно культивируя его гениальность. Ее помощь стала мощным и плодотворным интеллектуальным толчком в тяжелый для Роберта период.

Они оба были великолепными музыкантами, они беззаветно любили друг друга. В первые годы супружества они вместе анализировали фуги Баха, сообща читали Шекспира и Гете, оба сочиняли, причем, многие свои темы Клара дарила мужу (например, она подарила Роберту в день его рождения Three Songs на слова Р.Бернса и Г.Гейне).

Известно, что в 1849 году и Роберт подарил жене оригинальную рукопись с посвящением. Возможно, это и были знаменитые Three Romances for Oboe and Piano, (есть предположение, что эта рукопись была переработана Кларой и издана под авторством Роберта). В настоящее время трудно заявить с уверенностью, кто же из них сочинил эти прекрасные романсы, но эти романсы, к счастью, существуют и действительно прекрасны.

Сила, с которой Клара популяризировала творчество Роберта Шумана, удивительна и вызывает истинное восхищение и глубокое уважение к этой изумительной женщине. Клара Шуман очень бережно охраняла социальный статус своей семьи и репутацию мужа, будучи еще и умной и ласковой мамой для своих детей. Для мужа она была другом, помощником, управляющим, критиком и колоссальной эмоциональной поддержкой. Это она добилась, чтобы Роберта признали гениальным композитором еще при жизни, что было совсем непросто. В период затянувшейся болезни Роберта «музыканты жаловались на то, что, стоя за дирижерским пультом, он необоснованно замедлял или вовсе терял темп, забывал названия инструментов, не узнавал окружающих, порой был внезапно вспыльчив или резок. Клара рассеивала эти слухи и переодически учавствовала в концертах вместе с ним».[9] Клара не только тщательно охраняла репутацию мужа, но и вела счет финансовых доходов семьи, в этом Роберт не участвовал вовсе. Многие негативные вещи и разговоры она скрывала от мужа и просила друзей не говорить ему об этом. Клара добровольно и активно тратила свою жизнь, жертвуя и здоровьем и карьерой ради славы своего мужа, но она была такой. Клара Шуман могла бы сделать блестящую  карьеру, ведь она была изумительной романтической пианисткой, и как пишет Reich: «…многие пассажи в Trio for Piano исполнены К.Шуман с таким огнем, с каким сочинены ею…это поистине женская страсть, женская лирика и романтизм».[10]

Критики того времени порой указывали на то, что часто ее игра «мужеподобна», однако и скорее всего, в эти моменты Клара исполняла произведения Роберта «по-робертовски» весьма намеренно, однако, когда она выступала со своей программой, звучание рояля было тонким, интеллектуальным и романтичным.

Возвращаясь к разговору  об авторстве цикла Three Romances for Oboe and Piano, предположение о том, что эти романсы написала Клара Шуман, можно принять лишь теоретически, т.к. прямых доказательств нет. В тоже время и Роберт Шуман, (рукопись которого отсутствует), будучи серьезно больным, не мог в тот период сочинить такую светлую музыку. Может быть и скорее всего, в моменты просветления он все-таки написал эти романсы, но Клара переработала их, убрав негативные эпизоды. Для того, чтобы подчеркнуть гениальность мужа, Клара точно знала, какими должны быть эти романсы и, пожалуй, сделать эти изменения ей совсем не составляло большого труда, ведь она так тонко знала душу Роберта (разве только и от себя добавила чуточку своего, женского, немного грустного…).

Таким образом, для исследователей и музыкантов навсегда останется тайной, кто же автор этих романсов, но столь ли это сейчас важно?! Ценно другое – это прекрасная музыка, которая до сих пор волнует сердца благодарных слушателей.



[1] Slater E. Schumann,s Illness. London, 1972, p.409.

[2] Stork K. The Letters of R.Schumann. New York, 1971, p.267.

[3] Sams E. The Songs. The Man and his Music. London, 1972, p.150.

[4] Meerwein G. Romanzen fur Oboe und Klavier. Munchen, 1987, p.130.

[5] Ostwald P. The Inner Voices of a Musical Genius. Boston, 1985, p.272.

[6] Nieman A. The Man and his Music. London, 1972, p. 500.

[7] Владыкина-Бачинская, Н.Роберт Шуман. Изд. «Музыка», М., 1968, с.152.

[8] Ostwald P. Schumann. The Inner Voices of a Musical Genius. Boston, 1985, p.90.

[9] Ostwald P. Schumann. The Inner Voices of a Musical Genius. Boston, 1985, p.219.

[10] Reich, Nancy B. Clara Schumann. The Artist and the Woman. New York, 1985, p.228.


[На главную]    [Другие статьи]